ЧТО ЕСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ?

 

Тематика: Від Магдебурга до твого міста: очима тих, хто небайдужий

Назва: ЧТО ЕСТЬ  СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ?

Автор: Слипко Анна

Студенческое самоуправление – форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

Студенческое самоуправление - форма участия студентов в жизни университета, города и области.

На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.

Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.

КАК ПОЯВИЛОСЬ СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии: медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. - университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХП в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей-медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин "студенческое самоуправление" был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова "университет" не соответствовало современному термину. Понятие означало "все из группы" и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру - коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законопроектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не церковью или светской властью. В ходе исследования ученые пришли к гипотетическому заключению о том, что само слово "ректор" первоначально было прозвищем от латинского "rector" - голова, которое давалось избранному университетскому лидеру за интеллектуальные и организаторские способности. Деканом (от латинского "decanus") называли старшего над десятью студентами, а деканат представлял собой собрание старшин "десяток" Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления.

Основными целями студенческого самоуправления является:

 

  • развитие и совершенствование образовательно-воспитательного процесса на основе современных инновационных технологий;
  • содействие в решении организационных, культурологических, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;
  • создание условий, способствующих формированию у студентов персональных личностных и деловых качеств, необходимых для максимальной их самореализации на современном рынке труда.

 

Основными заданиями органов студенческого самоуправления являются:

 

  • обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса;
  • содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;
  • содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;
  • организация сотрудничества со студентами других учебных заведений и молодежными организациями;
  • непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики;
  • привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от учебы время (совместно с ректоратом, деканатами);
  • координация деятельности старостата, кураторов академических групп, студенческого профкома и деканатами факультетов и т.д.;
  • проведение вечеров отдыха, конкурсов, КВН, посвящения в студенты, выпускных вечеров, дней факультетов;
  • организация надлежащего быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях и содействие соблюдения студентами правил внутреннего порядка вместе с деканатами, отделом воспитательной работы, хозяйственной службой, комендантами общежитий;
  • участие в работе по организации соревнований на образцовые комнаты, этажи, общежития;
  • представительство позиций своих членов перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, руководством университета, общественными и политическими структурами, которые имеют влияние на принятие решений, которые непосредственно касаются студенческой молодежи;
  • содействие привлечению студенческой молодежи к активному участию в политической, экономической и социальной жизни университета и города;
  • проведение независимых социологических опросов по вопросам, значимым для студенческой молодежи;
  • сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, ректоратом университета, общественными объединениями и заключение с ними соглашений;
  • содействие трудоустройству выпускников;
  • обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;
  • пропаганда здорового образа жизни, предотвращения совершения студентами правонарушений, употребления ими алкоголя, наркотиков, курения и другое.

 

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Студенческое самоуправление появилось достаточно давно, и было заимствовано  из стран зарубежья, но развиваться быстрыми темпами начало только сейчас. Это связано с событиями происходящим в стране и властью, которая сейчас управляет государством, а также многими другими немало важными факторами.

К сожалению, существует ряд причин преграждающих полноценному развитию самоуправления как такового  в целом.

Огромной проблемой на пути эффективного развития студенческого самоуправления является Законодательство Украины, в котором нет указанных четких положений, которые регулируют сотрудничество этого органа с администрацией ВУЗа. А проект изменений в Закон, предложенный еще в 2002 году, до сих пор пылится среди другой документации Верховного Совета Украины. Но сейчас и в нем уже есть много моментов, которые можно было бы изменить, доработать, но ничего на этом уровне не делается. Из чего следует вывод: нет лоббиста, соответственно и нет заинтересованных лиц.

Премьер-министр Николай Азаров выступает за развитие студенческого самоуправления. Об этом он сказал в ходе лекции студентам Национального педагогического университета имени Драгоманова.

"Высшая школа - это то место, где мы можем развивать и прививать нашим людям основы демократического правления страной, коллективом, предприятием и чем угодно. Поэтому я за то, чтобы развивать студенческое самоуправление", - сказал Азаров, сообщает Левый берег.

К сожалению, пока это лишь набор красивых слов и ярких фраз, действий нет.

Анализируя современные процессы самоорганизации студенчества, можно выделить ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправлеия:

  • они становятся носителем активного начала, характеризующегося инициативой, деятельным участием в жизни коллектива, учебного заведения, городского сообщества, региона;
  • для студенчества, в лице органов их самоуправления, создаются условия свободы выбора, заключающиеся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала;
  • органы студенческого самоуправления всё более активно стремятся взаимодействовать с органами управления учреждением профобразования на основе принципов социального партнёрства;
  • студенческая среда всё активнее обеспечивает поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления;
  • молодые люди, входящие в состав органов самоуправления, стремятся обладать определёнными умениями и навыками общественной деятельности, достичь определённого уровня управленческой культуры, а также обеспечивают преемственность традиций.

Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами.


СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета - столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.

Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.

AStA - "всеобщий студенческий комитет" - так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства.

Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк - от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий - это наличие интересов у студентов. При этом под "политикой" подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Так, в прошедшем учебном году по инициативе "Аст" в Германии проходили демонстрации против введения платы за обучение.

Поскольку существование органов студенческого самоуправления в Германии в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем-то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности.

Студенческие органы не имеют никаких возможностей влиять на решения политиков и принимаемые законы, они имеют лишь некий эфемерный статус в глазах прессы, они как бы являются представителями студенчества. Но, что важно, - у самоуправления есть деньги, выделяемые университетом из фонда, в который обязаны платить все студенты (раньше все платили 50 марок в семестр, 10 из них шли "студенческому правительству". Сейчас платежи выросли.), и теоретически оно может распорядиться этими деньгами правильно. Левые студенческие правительства обычно много денег вкладывают в социальную сферу: на помощь студентам-иностранцам, студентам, имеющим детей, юридическую помощь. Деньги также вкладываются в студенческую культуру - есть театральные группы, проводятся музыкальные мероприятия, но также и - политические

Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. Трудно указать точное количество студентов в университетских советах, но, например, в Архусском университете (Aarhus University) из 11 членов совета двое - студенты. Студенты также занимают половину мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление.

Органы студенческого самоуправления норвежских вузов довольно влиятельны, поскольку имеют гарантированное представительство во всех университетских советах и комиссиях, а также получают гарантированное финансирование в зависимости от количества студентов, интересы которых они представляют.

Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю - он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть - из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студсоюз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студсоюза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза.

Самоуправление Варшавского университета ежегодно получает два миллиона злотых от администрации университета. Таких денег, а это около пяти миллионов гривен, ни один студенческий орган в Украине не получает. Кроме того, большинство наших самоуправлений не имеют ни помещения, ни оргтехники для работы, тогда как в той же Польше студенты Варшавского университета пользуются двухэтажным зданием в центре столицы. Распоряжение такими материальными ресурсами предполагает контроль. Отчитываются студенческие лидеры за проведение мероприятий и использование средств перед студентами, интересы которых они представляют. Свой контролирует своего.

Организационные принципы студенческого самоуправления в высших учебных заведениях США основываются на Конституции государства, поскольку структурное строение студенческого правительства полностью воспроизводит структуру создания государства и специфику деления власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Именно Конституция США является источником для разработки нормативно-правовых документов студенческого правительства, таких как: Конституция, Устав и Положение о выборах членов студенческого правительства. Исследователи отмечают позитивное стремление Украины к европейскому пути развития высшего образования, однако перенимая форму, не следует забывать о содержании. Студенческое самоуправление еще слабо работает Украине - недостаточная мотивация студентов, их инертность, отсутствие хоть какого-либо финансирования. Менеджмент реализации идеи студенческого самоуправления со стороны государства должен выполнять четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Получается так: план позаимствовали у Европы, так-сяк организовали, контроль вообще не считается нужным, а мотивацию оставили студентам. Вот они себя и мотивируют, подпитывая собственные амбиции о пути в политику, через общественную работу.

В России нет отдельного закона, который бы определял функционирование органов самоуправления студентов. В вузах Петербурга такие органы зачастую либо создаются «сверху», указом ректора или декана, либо являются преемниками студенческих профсоюзов советских времен, как в СПбГУ, и тоже контролируются ректоратом. Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией.

Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией вузов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студсоветам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным. Российские студенческие организации, таким образом, чаще всего не в состоянии обеспечить эффективное посредничество между студентами и ректоратом и защиту студенческих прав.

Международный опыт указывает нам на то, что украинские студенческие организации в вузах движутся совсем не в направлении развития цивилизованного опытного самоуправления. Вместо того, чтобы брать пример с европейских студентов, они копируют украинский политикум, в то время когда нерешенными остается масса вопросов, которые могли бы быть по силам студенческому самоуправлению.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАПОРОЖСКИХ ИНСТИТУТАХ, В ЧАСТНОСТИ В ЗГИА

Студенческое самоуправление в академии является неотъемлемой частью и тесно сотрудничает с профсоюзной организацией и студенческим сенатом. Вместе они решают ряд проблем связанных с социальной и культурной сферой студентов и аспирантов академии, а  также проводят ряд мероприятий связанных с благотворительностью, субботниками, зелеными акциями.

Профсоюзная организация отстаивает права и интересы студентов, обеспечивает их социальную защиту, выделяет средства на студенческие потребности и другие мероприятия. Также способствует постоянному бесплатному оздоровлению, отдыху и стажировке студентов.

Студенческий сенат  является флагманом студенческой жизни и самоуправления в ЗГИА.

Студенческий Сенат  является отправным пунктом воспитания демократической личности в обществе.

Благодаря Студенческому Сенату воспитывается инициативность, активность, самостоятельность, самокритичность, ответственность.

Главной целью деятельности органов студенческого Сената является создание условий для самореализации молодых людей в интересах личности, увеличения социальной активности студентов ЗГИА путем привлечения их к жизни академии и родного города, повышения их инициативности и ответственности за свое обучение, личностное развитие, осуществление защиты прав и интересов студентов. Он призван, быть звеном, которое объединяет администрацию академии и студентов.

Студенческий Сенат - это практическая школа для тех, кто желает попробовать себя в роли руководителя, администратора, лидера.

Студенческая жизнь фиксируется на страницах  сайта академии, а также ряда газет, выпускающихся в пределах академии таких как «Академія» и «Stud Magazine»

На протяжении года осуществляются традиционные мероприятия, в частности: праздничные мероприятия ко дню университета, «Дебют первокурсников», конкурс красоты «Мисс Академия», благотворительные поездки в детские дома, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, в частности «Что? Где? Когда?», ежегодный спортивный бал, вечера отдыха, КВН, акции по борьбе с наркотиками и СПИДом.

Сенат принимает участие в разработке реализации проектов и программ: учебных, социальных, художественных и культурных.

Главной целью работы нашего сената является благотворительность и помощь тем, кто в ней нуждается.

Студенты принимают активное участие  в донорстве, сборе денег на операции тяжело больных детей, для этого организовываются различные акции, как «аукцион свиданий», «Я хочу жить»  или просто производится сбор денег в гипермаркетах, на улицах города, в университетах…

Не остаются и без внимания детские дома, которые студенты посещают не только в преддверии праздников, но и в будние дни. За каждой кафедрой закреплен свой детский дом или психологический центр, которому она оказывает всевозможную поддержку в виде вещей, игрушек, подарков, материальной помощи.

Сравнивая самоуправление в Запорожье с институтами в  европейских странах можно сделать вывод, что до общеевропейского тренда нам еще далеко, но перспектива есть и есть куда, и чему стремится. Главное, чтобы  в этом было заинтересовано не только  студенчество но и высшее руководство на ряду с президентом и министром.


Читати інші роботи

 

Відео

English version